ЛЕ́ТНИЙ САД в С.-Петербурге - первый в России сад европейского типа: с регулярной планировкой, фонтанами и мраморной скульптурой, дворцами, павильонами и садовыми затеями. Заложен в 1704, первонач. план составлен Петром I, лично насадившим неск. рощ (сохранился 1 дуб). Сад устроен в голландском стиле садовым мастером Яном Розеном из Нидерландов. В петровское время в его создании участвовали архитекторы И. Матвеев (создатель первых рус. фонтанов), Д. Трезини, А. Шлютер, И. Маттарнови, Ж. Леблон, Н. Микетти, М. Земцов.
Л. С. был офиц. царской резиденцией Петра I; построенный в 1710-12 Летний дворец не служил представительским целям, и все приемы и празднества проходили непосредственно в саду.
Главным назначением Л. С. было обучение европейской культуре. Посредством традиционного представления о саде как образе Рая и воплощении Добра приобщению к европейской культуре давалась положит. культ. оценка.
Парадный вход в Л. С. был водный, со стороны Невы: 3 галереи-пристани, куда на праздники вносили столы с угощениями. В центр. мраморной колоннаде под охраной часового стояла первая в России античная скульптура - Венера Таврическая (ныне в Гос. Эрмитаже), вывезенная из Рима Ю. Кологривовым в обмен на мощи св. Бригитты. Закупленные по распоряжениям Петра I итал. мраморные статуи (всего их было ок. 300) знакомили посетителей сада с великими людьми Европы, с новыми культ. понятиями и их взаимосвязью (напр., парные статуи Архитектуры и Навигации), с ценностями европейской культуры, представлениями о мироздании и человеч. жизни, воплощенными в статуях Муз, Сладострастия и Красоты, Искренности и Истины и т. д. Являясь текстом европейской культуры, сад выполнял одновременно роль учебника ее языка: аллегорич. скульптуры были снабжены пояснит. надписями, и Петр I сам водил гостей по саду, давая пояснения. В целях усиления воспитат. функции сада царь сочинил лабиринт (1719-23, арх. М. Земцов, не сохр.) с фонтанной скульптурой на темы басен Эзопа; в Л. С. были устроены многочисл. фонтаны (первые - в 1706, не сохр.), павильоны, среди к-рых был первый в России Грот, символизировавший Стихию Воды (проект А. Шлютера, строил И. Маттарнови, 1715-19, не сохр.).
Совр. терр. Л. С. включает 1-й Л. С. со скульптурами, в к-ром было большинство фонтанов, и 2-й Л. С, в к-ром был лабиринт. Л. С. простирался далеко за р. Мойку; совр. сад у Михайловского замка и Михайловского дворца - остаток 3-го Л. С. Л. С. достиг максим. расцвета к нач. 1740-х гг.
С 1751 в Л. С. проводились концерты роговой музыки, позже выступали духовые оркестры, остающиеся до наст. времени непременной принадлежностью сада. С 1755 - 2 раза в неделю и по праздникам сад был открыт для посещения. При Екатерине II Л. С. был отгорожен чугунной решеткой в классич. стиле с тремя воротами (1770-84, арх. Ю. Фельтен). Наводнение 1777 нанесло саду огромный ущерб, поврежденные фонтаны не были возобновлены, было утрачено большинство садовых затей эпохи барокко. С этого времени облик Л. С. близок современному.
В 19 в. Л. С, оставаясь в Придворном ведомстве, становится гл. город. садом С.-Петербурга. Были построены Кофейный (К. Росси, 1826) и Чайный (Л. Шарлемань, 1827) домики.
В 1855 в Л. С. был поставлен пам. И. Крылову (скульптор П. Клодт фон Юргенсбург, художник А. Агин), на постаменте к-рого изображены сюжеты и персонажи басен поэта.
Решетка Летнего сада. Ю. М. Фельтен